Стратегия государственной политики противодействия экстремизму как возможность усиления противодействия тоталитарным сектам



Доклад протоиерея Александр Новопашина на VI общецерковном миссионерском съезде и на XXIX Международных образовательных чтениях / Стратегия государственной политики противодействия экстремизму как возможность усиления противодействия тоталитарным сектам



В 2020 году вышел Указ Президента РФ об утверждении новой редакции Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Это уникальный в своем роде документ, который позволяет нам, представителям Русской Православной Церкви, в значительной степени усилить просветительскую апологетическую миссию, улучшить работу по противодействию разрушительной деятельности деструктивных культов, сделать ее намного эффективнее. Существует немало сект с элементами деструктивных, в том числе экстремистских учений и террористических проявлений, действующих как в России, так и за рубежом.

1.

Экстремизм – понятие многоплановое, но обычно выделяют три основных его направления, когда экстремистские проявления особенно опасны. Это религиозный, национальный, политический экстремизм. Это – пороховые бочки. Взорвись они, последствия будут ужасающими, необратимыми. Вот почему экстремизм является угрозой национальной безопасности любого государства.

Президент Российской Федерации призывает к жесткому противодействию экстремизму и называет это "важнейшим направлением работы". Говоря о политическом экстремизме, он отмечает: «к каким трагическим последствиям привела волна так называемых «цветных революций», какие потрясения испытали и испытывают народы стран…для нас это урок и предупреждение, и мы обязаны сделать всё необходимое, чтобы подобное никогда не случилось в России».

«Но всё это далеко не ведомственные задачи, - говорит Президент. - Силами только правоохранительных органов, конечно, с решением таких задач не справиться. В этой многоплановой, сложной работе должны активно участвовать и другие заинтересованные министерства, все уровни власти, систем образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации и представители традиционных религий России».

2.

В 2014 году впервые вышла в свет первая редакция Стратегии противодействия экстремизму, утвержденная Президентом РФ. Прошло шесть лет, и стало очевидно, что документ требуется дополнить важными составляющими. Одно из них заключается в особом отношении к традиционным духовно-нравственным ценностям, глумление над которыми, открытое неприятие которых с выходом Указа в новой редакции уже приравнивается к экстремизму. Вот что об этом написано в разделе «Основные источники угроз экстремизма в современной России», п.8

«Внешними экстремистскими угрозами являются поддержка и стимулирование рядом государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, включая инспирирование "цветных революций", на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, в частности распространению экстремистской идеологии и радикализма в обществе».

Пять (!) раз в Стратегии говорится о необходимости защитить традиционные российские духовно-нравственные ценности, на которые посягают международные экстремистские движения, стремясь нивелировать их, размыть, уничтожить. Зачем посягают? Да потому что духовный стержень народа определяет его менталитет, определяет его иммунитет к деструктивным угрозам, определяет его жизнестойкость. Именно поэтому международный экстремизм жестоко атакует все, что определяет духовность нашего народа.

Давайте не будем забывать, что речь в настоящей Стратегии идет не о каких-то отстраненных понятиях духовности и нравственности и, конечно, не о тех «нравственных» ценностях, ведущих к вседозволенности, о которых так любят говорить ультралибералы. В Стратегии совершенно четко указано – традиционные российские духовно-нравственные ценности, носителями которых – добавлю! – вот уже более тысячи лет является Русская Православная Церковь.

То есть, по мнению разработчиков документа, досконально изучивших обстановку в стране, и то, как все это время работала Стратегия в прежней редакции, внесение в новый документ пунктов о защите и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей значительно усилит проводимую государством антиэкстремистскую работу.

3.

Стратегия как в прежней, так и в новой редакциях разработана – это указано в документе – в целях обеспечения дальнейшей реализации политики в сфере противодействия экстремизму в России. Данная политика касается самых разных областей, и в каждой из них заметно присутствие Церкви. Но именно в новой редакции Стратегии, где говорится о традиционных духовно-нравственных ценностях, как механизме противостояния экстремизму, впервые документально подчеркивается значимость традиционных религиозных конфессий в борьбе с международным экстремизмом.

Мы, православные миссионеры, работаем с силовыми ведомствами, образовательными и пенитенциарными учреждениями, учреждениями культуры и спорта – со всеми.

Я сейчас имею в виду не миссионерскую деятельность как таковую, а так называемую «миссию присутствия», о которой подробно говорится в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в 2007 году. «Миссия присутствия» предполагает свидетельство об Евангелии не прямо, а опосредованно — через выражение православной позиции в разных областях общественной и культурной жизни страны, в межнациональных отношениях или социальных проблемах. Мы широко используем этот механизм в нашей работе по противодействию наркомании, алкоголизации населения, тоталитарному сектантству, экстремизму, терроризму. Мы не говорим открыто, что негативные зависимости, ненависть к инакомыслию, приверженность извращенным ультралиберальным ценностями являются грехом, искоренить который можно с Божией помощью, в стенах Православной Церкви. Но мы говорим о творческих составляющих – любви, милосердии, жертвенности, веротерпимости, то есть о том, что в Православии называется христианскими добродетелями, противостоящими греху и побеждающими грех.

С выходом нового Указа Президента ситуация меняется. Мы ни в коем случае не откажемся от «миссии присутствия», которая очень хорошо себя зарекомендовала в миссионерской работе, но теперь, в рамках новой редакции Стратегии, будем действовать более открыто, не опасаясь притеснений со стороны, которые, нужно признать, происходят: во властных структурах есть люди, у которых наша деятельность вызывает раздражение, неприятие. Теперь такое отношение к нам, нашей деятельности, будет воспринято как сопротивление Указу Президента.

4.

Я много лет сотрудничаю с силовыми и военными ведомствами, читаю лекции личному составу о сути современного сектантства, знания о котором в обществе весьма слабое. И это несмотря на то, что антисектантской деятельности Церковь уделяет самое серьезное внимание, и сам я уже 30 лет занимаюсь этой проблемой. Вот и в новой редакции Стратегии – наконец-то! – в пункте 27 говорится о деструктивной деятельности сект:

«Значительное негативное влияние на ситуацию в стране оказывает деструктивная деятельность некоторых иностранных организаций и подконтрольных им российских объединений, осуществляемая в том числе под видом гуманитарных, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов, включая инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономического, экологического и других факторов».

Иными словам об экстремисткой деятельности сектантских образований сказано на самом высоком уровне. И хотя самого слово «секта» здесь нет, говорится все-таки и о сектантских организациях в том числе. Определение секты дал профессор Александр Леонидович Дворкин, звучит оно следующим образом: секты - это «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками».

В своих лекциях я рассказываю курсантам, силовикам, военнослужащим, что, с точки зрения многих исламских ученых-богословов, запрещенная в России ИГИЛ не имеет никакого отношения к исламу и на самом деле является самой настоящей псевдорелигиозной сектой, лидеры которой с целью окончательно завести своих адептов в заблуждение, специально прикрываются исламской риторикой. Своеобразный аналог этому – неопятидесятнические секты, которые участвовали в экстремисткой акции поддержки «оранжевой революции» на Украине. Сами лидеры неопятидесятников называют свое движение христианским, протестантским, хотя никакого отношения к христианству оно, конечно же, не имеют – свои исключительно корыстные намерения эти лидеры грубо прикрывают христианской терминологией - только и всего. Известный немецкий сектовед, пастор берлино-бранденбургской лютеранской церкви Томас Гандоу утверждает: «Учение, которого они (неопятидесятники, - прим.) придерживаются, находится так далеко от самого широкого понятия христианства, что можно говорить о том, что это не оккультно-эзотерическое проявление в христианстве, но на самом деле это оккультизм, который лишь прикрывается христианством» (Из доклада на Международной конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма», г. Екатеринбург, 11-19 декабря 2002 г.)

Сегодня эксперты считают термин «религиозный экстремизм» неверным. В своем выступлении на конференции, посвященной богословскому осмыслению феномена терроризма и экстремизма в Санкт-Петербурге митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «Не следует соединять понятия экстремизма и религии. Экстремисты стремятся использовать религиозную риторику для достижения своих целей, которые к самой религии не имеют отношения» («Богословское осмысление феномена терроризма и экстремизма»12 мая 2018 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/5191997.html) Эксперты отмечают, что правильно употреблять термин «экстремистская идеология», который полностью соответствует тому, что на самом деле представляют собой тоталитарные секты.

В 2005 году в Саратове прошла еще одна Международная конференция, посвященная экстремисткой деятельности неопятидесятнических сект. Вот выдержка из её итогового документа: «Мы (участники конференции-прим.) свидетельствуем о крайней опасности неопятидесятнических деструктивных сект, использующих в своей деятельности методы, противоречащие принципам свободы личности. Контроль сознания членов секты (в том числе, с использованием методов эриксонианского гипноза), введение молящихся в трансовое состояние, зачастую заканчивающееся массовой истерией, использование обмана, в частности, конфессиональной анонимности и псевдонимности, так называемое учение о теократии, утверждающее неограниченную власть пастора — вот только некоторые аспекты деятельности неопятидесятников, которые ставят их организации в один ряд с наиболее опасными деструктивными сектами».

5.

Неоязычество – та же секта. И хотя неоязычники позиционируют себя последователями славянского язычества, на самом деле они лишь прикрывают свою деятельность якобы язычеством. Потому что никаких сведений о язычестве в истории не осталось. Известные произведения искусства и литературы, рассказывающих о язычестве – это не документы, это всего лишь домыслы художников и писателей беллетристов. Существуют обрывистые сведения о язычестве, к которым можно отнестись более или менее серьезно, но их ничтожно мало и во всех этих источниках язычество представлено крайне негативно – описываются человеческие жертвоприношения, обрядовый блуд. Язычество кануло в лету, но экстремисты начали использовать его для борьбы с православным христианством, часто агрессивно, что проявляется в сожжении православных храмов и поклонных крестов, убийстве православных христиан.

Неоязычество – такое же оружие замедленного действия, как и неопятидесятничество. В России существует множество всевозможных неоязыческих течений, неоязычники по всей стране голыми прыгают через костры, хороводят, пускают венки по течению рек, и потом на какой-нибудь поляне совокупляются. А ещё они организуют летние боевые лагеря, арендуют спортивные залы, где изучают различные единоборства и учатся пользоваться огнестрельным и холодным оружием, также проводится идеологическая подготовка, по сути они учатся убивать. И хотя называют себя патриотами страны, но никакого отношения к патриотизму неоязычество точно не имеет. Им подсовывают идею, сродни нацисткой, и заставляют поверить в нее вплоть до обожествления. Это люди с размытым сознанием, абсолютно управляемые своим лидером.

Очень опасная тенденция – многие спортивные клубы боевых единоборств находятся под неоязычниками. Военнослужащие специальных армейских подразделений становятся адептами неоязычников. Вербовка в неоязычество у экстремистов поставлена на высоком уровне. Об этом говорится в Стратегии: пункт 25:

« Сильную тревогу вызывает распространение радикализма в спортивной сфере, в том числе в спортивных школах и клубах, а также проникновение приверженцев экстремистской идеологии в тренерско-преподавательский состав».

Вот почему так важна работа со спортсменами. Экстремистам нужны молодые физически сильные люди. И для устрашения, и для того, чтобы они могли участвовать в незаконных акциях – этакие солдаты «оранжевых революций». Поэтому православная миссия в спорте является надежной профилактикой экстремизма и терроризма.

В Новосибирской епархии уже несколько лет действует спортивный отдел, который возглавляет член Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту мастер спорта России иерей Борис Левитан. Отдел сотрудничает с двадцатью и более спортивными федерациями, в Новосибирске по благословению правящего архиерея и при поддержке региональных министерств по спорту регулярно проводятся соревнования на кубок святого благоверного князя Александра Невского. Перед крупными соревнованиями для спортсменов служатся молебны на благое дело, а после соревнований спортсмены просят совершить молебны благодарственные. И это происходит в рамках Стратегии, в которой в параграфе 32 говорится, что «Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:...организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан», а также - «осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях»».

6.

Вообще все тоталитарные секты, паразитирующее на религии, культуре, экологии, политике, всегда имеют в той или иной степени выраженный экстремистский характер.

Здесь требуется небольшая ремарка по поводу самого названия «секта». Раньше к этому слову могли прицепиться адвокаты сектантских образований – мол нет такого термина в законодательстве!.. Не все знают, но 26 июня 2019 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил «Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором применил термин «секта». Теперь нижестоящие суды вполне могут ссылаться на это указание Верховного Суда при принятии собственных решений.

7.

Важным направлением православной миссии является работа с молодежью. В Стратегии в разделе Основных источников угроз о молодежи говорится многократно, например, в следующих двух пунктах:

24. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, активно привлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности.

26. Специальные службы и организации отдельных государств наращивают информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной обстановки.

Одним из средств «миссии присутствия» в молодежной среде, на которую направлено пристальное внимание экстремистов и террористов, стали художественные картины «Меня это не касается» и «Рядом с нами», снятые мною по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона (ныне главы Владимирской митрополии) в 2013 и 2016 годах соответственно. Первая картина была создана по заказу Управления ФСКН России по Новосибирской области, вторая – по заказу Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. Фильм «Меня это не касается» посвящен проблеме наркомании в подростковой среде. Фильм «Рядом с нами» рассказывает о тоталитарном сектантстве, об экстремисткой направленности деструктивных сект, занимающихся вербовкой в свои ряды новых членов, о террористических актах, устраиваемых адептами этих организаций. В фильмах не говориться напрямую о Православной вере, которая противостоит разрушительным зависимостям, верованиям и идеям, но мы даем понять зрителям, что у верующих людей безвыходных ситуаций не бывает, что с Богом возможно всё, только нужно обрести веру – «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется».

Сегодня в помощь специалистам, занимающимся противодействием экстремистской идеологии, а также педагогам общеобразовательных и высших учебных заведений, одной из задач которых является воспитательная работа с молодежью, выпущены два научно-практических пособия - «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде» и «Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом». Первое подготовлено специалистами Антитеррористического центра государств-участников СНГ и Международного общественного фонда «Российский фонд мира», второе – также Антитеррористическим центр государств–участников СНГ и Научно-исследовательским институтом проблем безопасности СНГ. И в том и другом изданиях эксперты рекомендуют использовать в работе наш фильм «Рядом с нами», который, по их мнению, является эффективным инструментом в профилактике экстремизма и терроризма. Специалисты подчеркивают, что производство таких кинематографических работ вероятно будет более эффективно, чем объёмные печатные материалы, посвященные профилактике вовлечения молодых людей в экстремистские и террористические группировки.

8.

Картины «Рядом с нами» и «Меня это не касается» широко используются для профилактики негативных зависимостей, предупреждению экстремизма и терроризма в молодежной среде, но показываем мы их в кинотеатрах и образовательных учреждениях в рамках профилактики экстремизма преимущественно по инициативе силовых структур, профессионально заинтересованных в профилактической работе такого рода. Нам самим не всегда удается договориться с теми же педагогами, многие из которых не склонны пускать православных священнослужителей в образовательные учреждения в силу своей агрессивной секулярной позиции. Такое происходит, конечно, не всегда и не везде, но происходит. И дело не в том, что со школьниками и студентами будет вестись антитеррористическая работа – это педагогов как раз устраивает. Они боятся другого - что мы, священнослужители, рассказывая о проблеме экстремизма и терроризма с христианской точки зрения, одновременно раскроем перед детьми красоту нашей Православной Церкви, нашей Православной веры и направим их по пути спасительному для человеческой души. Зараженные секуляризмом (как и атеизмом, кстати, тоже) педагоги не могут этого допустить, по крайней мере в стенах образовательных учреждений. Всё как по слову Апостола: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия».

Такими своими действиями эти педагоги играют на руку экстремистам, ибо эффективное противостояние экстремизму невозможно, во-первых, без уважительного отношения к традиционным духовно-нравственным ценностям, основанным на православной культуре и культуре других традиционных для России религиозных конфессий, и, во-вторых, внедрения этих ценностей в образовательный процесс. Тем более что в Стратегии об этом четко говорится в разделе "Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму" в пункте, посвященном образованию и государственной молодежной политики - «осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях» и «включение в учебные планы, учебно-методические материалы учебных предметов, направленных на воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России».

9.

Миссия Русской Православной Церкви сугубо миротворческая. И христиане в силу своего мировоззрения являются миротворцами, поскольку сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Поэтому вся деятельность Церкви направлена на миротворчество.

В Стратегии подчеркивается, что межконфессиональная стабильность способствует укреплению государственного строя, гражданского мира. А межконфессиональное единство – это один из способов противостоять нынешней мировой угрозе – экстремизму и терроризму. Это позволяет нам, православным миссионерам, разрабатывать и новые направления сотрудничества с традиционными для России религиозными конфессиями в области борьбы с экстремизмом, и таким образом укреплять уже имеющиеся добрые взаимоотношения с представителями этих религий и намечать дальнейшие пути плодотворного сотрудничества на этом пути.

10.

Святейший Патриарх Кирилл считает экстремизм последствием религиозного вакуума, отсутствия представлений о религиозной традиции. Он говорит: «Наши люди еще до сих пор, несмотря на большие усилия, остаются религиозно безграмотными. И одна из причин, почему заезжие эмиссары из-за границы вербуют наших мусульман - и не только мусульман, но и православных, вооружая их псевдорелигиозной аргументацией, - заключается в том, что нет внутреннего интеллектуального отпора».

Указ Президента в новой редакции позволяет нам увеличить масштабы православной миссии в образовательной среде, что далеко не во всех регионах страны было возможно достичь в силу ощутимого сопротивления со стороны педагогов старой, советской, формации, атеистически настроенных работников образования, учителей, в понимании которых светскость образования в принципе исключает в образовательном процессе христианскую мораль.

Те потери, которые мы несем в результате активной деятельности экстремистов, происходят на фоне элементарного незнания. Необходима борьба с религиозной безграмотностью, которая будет особенно эффективной при условии тесного сотрудничества традиционных для России религий в области религиозного просвещения при поддержке – очень хочется надеяться на это! –местных министерств образования, педагогической общественности (встречи за круглым столом, совместные конференции, совместные практические мероприятия в школах, вузах).

В 2018 году на конференции, посвященной богословскому осмыслению феномена терроризма и экстремизма, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал, что назрела необходимость в преподавании основ религиозных и духовно-нравственных культур народов России в школах, и также отметил, что Межрелигиозный совет России, в который входят главы четырех традиционных религий нашей страны, а именно Православия, ислама, иудаизма и буддизма и почетным председателем которого является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступил в поддержку введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с 5 по 9 класс в средних общеобразовательных школах. Митрополит Иларион подчеркнул, что питательной средой для экстремизма является отсутствие у людей достоверных сведений о религиях. А вот повышение уровня грамотности в религиозных вопросах, распространение подлинных знаний о религии могут служить действенным средством для профилактики экстремизма.

Это было сказано в 2018 году – до Указа Президента «Об утверждении Стратегии…» Поэтому проблемы с православной миссией в образовательных учреждениях некоторое время продолжались. Но вот теперь Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации предписывает создавать на местах специальные межведомственные комиссии по профилактике экстремизма, среди членов которых были и представители традиционных религиозных конфессий. В Новосибирске создана такая комиссия, я в нее вхожу. Что удобно – теперь я могу приходить в школы и вузы уже не только как руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, не только как православный сектовед, которому вот из этого прилагательного «православный» можно и отказать, но и как член городской комиссии по профилактике экстремизма с предложением провести с учащимися соответствующую работу, которая, согласно Стратегии, должна включать в себя и разговор о традиционных духовно-нравственных ценностях. При этом договариваться с педагогами о таком мероприятии буду уже не я, договариваться будет мэрия. И я теперь могу говорить с учащимися о проблеме экстремизма и терроризма, об опасной деятельности тоталитарных сект и как член комиссии по профилактике экстремизма на территории Новосибирска, и как клирик Новосибирской епархии, как священник-миссионер, который говорит об отечественных духовно-нравственных ценностях в ключе православной миссии, тех ценностей, которые проистекают из христианства, то есть по сути речь идет об евангельских заповедях. И это правильно, потому что принятие именно таких ценностей становится своеобразной вакцинацией против чуждых для нашей страны, для нашего менталитета идеологий.

Больше того, теперь и сами педагоги, пусть и секулярно настроенные, во исполнение Указа Президента РФ приглашают нас, священнослужителей, прийти в школу или вуз для проведения мероприятий, направленных на воспитание молодежи в духе традиционных российских духовно-нравственных ценностей (пусть и в рамках профилактики экстремизма и терроризма). А для нас это уже не «миссия присутствия», а активная открытая миссионерская деятельность.

11.

Новый Указ Президента я называю настоящим подарком нам, православным миссионерам. В разделе «Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии» говорится о том, что настоящая Стратегия должна способствовать стабилизации общественно-политической ситуации в стране, духовного и гражданского единства народов Российской Федерации. В том числе за счет деятельности Русской Православной Церкви, за счет широкой православной миссии, которая просвещает и образовывает все народы.

Закончить свое выступление, я хочу словами Святейшего Патриарха Кирилла: "Думаю, - сказал Предстоятель Русской Церкви, - что роль религии в борьбе с радикализмом очень значительная. Я не вижу никакой другой аргументации, кроме религиозной, которая была бы способна разоружить идеологическую основу радикализма и терроризма".

Протоиерей Александр Новопашин


Просмотров: 40


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Стратегия государственной политики противодействия экстремизму как возможность усиления противодействия тоталитарным сектам

По описанию (Google) - Доклад протоиерея Александр Новопашина на VI общецерковном миссионерском съезде и на XXIX Международных образовательных чтениях / Стратегия государственной политики противодействия экстремизму как возможность усиления противодействия тоталитарным сектам

По названию (Yandex) - Стратегия государственной политики противодействия экстремизму как возможность усиления противодействия тоталитарным сектам

По описанию (Yandex) - Доклад протоиерея Александр Новопашина на VI общецерковном миссионерском съезде и на XXIX Международных образовательных чтениях / Стратегия государственной политики противодействия экстремизму как возможность усиления противодействия тоталитарным сектам

Вопрос-ответ

последние вопросы

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



о Боге и Церкви:


  • 03.06.2020

    Святые Вселенские Соборы / Пидалион / Каждый Вселенский собор есть сама Святая и Соб...

    157
  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов /...

    490
  • 05.06.2021

    «Лучший способ выйти из секты – это туда не попадать» Иногда задаешься вопросом: «...

    18
  • 05.06.2021

    Сначала у новичка формируется восторженное представление, человека стараются укрепить...

    5
  • 03.06.2021

    Письмо 104. Одной матери, об избрании королевы красоты / святитель Николай Сербский (...

    33
  • 01.06.2021

    Спор с Михалковым: эпилог / Иерей Георгий Максимов

    35
  • 29.05.2021

    Криминал саратовских неоязычников. Школьники как объект вербовки. Судебный эксперт Ив...

    27
  • 29.05.2021

    Почему так много конфессий в христианстве? Почему христиане по-разному понимают Свяще...

    27
  • 27.05.2021

    Секция «Миссия на Дальнем Востоке» / Православное Образование

    31
  • 26.05.2021

    Доклад протоиерея Александр Новопашина на VI общецерковном миссионерском съезде и на ...

    40
  • 25.05.2021

    Секция: «Святой князь Александр Невский и современность: те же вызовы, иные технологи...

    60
  • 25.05.2021

    Секция: «Сектанство внешнее и внутреннее как угроза Православному миру» / Сопредседат...

    48
  • 23.05.2021

    Деструктивные секты, псевдоправославие и неоязычество в современной России / Выступле...

    39
  • 19.05.2021

    Доклад Ю.Рагозина на ХХIX Международных образовательных чтениях – «Александр Невский:...

    35
  • 19.05.2021

    Три защитительных слова против порицающих святые иконы / преподобный Иоанн Дамаскин /...

    39
  • 18.05.2021

    Доклад А. Л. Дворкина на съезде миссионеров

    36
  • 17.05.2021

    Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митрополит Стефан (Яворский) ...

    37
  • 17.05.2021

    Догмат о святых иконах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митр...

    37
  • 17.05.2021

    Догмат о Знамении Честного Креста / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Це...

    37
  • 17.05.2021

    Догмат о Святых Мощах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митро...

    43
  • 17.05.2021

    Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых / Камень веры ...

    37
  • 17.05.2021

    Догмат о призывании святых, то есть Ангелов Божиих и других святых, ушедших из сего м...

    43
  • 17.05.2021

    Догмат о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной ...

    31
  • 17.05.2021

    Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особе...

    35

о Боге и Его Церкви...