Вступление



Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление



«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» является первой в истории символической книгой Восточной Православной Церкви, систематически излагающей основы ее вероучения и нравственности.

У православных до определенного времени не было подобных вероизложений, одобренных Церковью, и в непростую эпоху, ознаменованную появлением протестантизма, православные богословы и апологеты были вынуждены пользоваться краткими древними исповеданиями и частными новыми сочинениями, чего было явно недостаточно. Церковный историк и богослов митрополит Макарий (Булгаков), так описывает сложившуюся ситуацию: «С XVI века, когда на Западе появилась Реформация, вскоре разделившаяся на секты, когда последователи ее, или протестанты, начали жаркие споры и с латинянами, и между собою, и с православными, проникая в разные страны мира, когда возникли новые догматические вопросы и заблуждения и как протестанты, так и латиняне признали нужным составить подробные изложения своего учения с его отличительными чертами, т. е. Катехизисы, прежние изложения веры православных оказывались уже недостаточными: в них нельзя было находить прямых ответов на новые вопросы и против новых заблуждений. И неудивительно, если.. Стефан Зизаний и другие западнорусские писатели по некоторым вопросам, не имея положительного руководства своей Церкви, ошибались и разногласили между собою, а латиняне и униаты укоряли православных, что они не в состоянии дать отчета в своих верованиях и уклоняются в разные протестантские заблуждения и ереси. Все это заставляло православных чувствовать нужду в таком же подробном изложении своей веры, какое имели уже у себя их противники – латиняне и протестанты» (История Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/5_5) .

Такое вероизложение действительно появилось. Его создание инициировал киевский митрополит Петр (Могила), благодаря которому документ под названием «Изложение Российской веры» был подготовлен, рассмотрен и принят собором в Киеве (1640 г.). Но принятие его нельзя считать безусловным, поскольку ряд вопросов остался нерешенным силами собора, и его решили направить для рассмотрения в Константинополь. Следующее обсуждение документа произошло на соборе в Яссах (1643 г.), тогда это была территория Молдавского княжества. Здесь отцы собора, среди которых были представители константинопольского патриарха, по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, «соделав своим руководителем в истинном учении Начальника всякого познания Бога.. после многих исследований и внимательного чтения Священного Писания с успехом окончили сию книгу, совершенно очистив ее от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. СПб., 1842. С. 4 (предисловие).) . То есть, изложение веры представляло собой тщательно переработанный текст, очищенный от всяких лжеучений, которые могли оставаться там на первом этапе.

Исправленная версия катехизиса, изданного впоследствии под названием «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», была принята Ясским Собором и направлена им на утверждение восточным патриархам. Это утверждение состоялось 11 марта 1643 г. на Константинопольском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали все греческие патриархи – Константинопольский Парфений, Александрийский Иоанникий, Антиохийский Макарий, Иерусалимский Паисий, а также 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви. Повторное одобрение документ получил на Иерусалимском соборе 1672 года, который объявил его исповеданием, «которое принимала и принимает вся Восточная Церковь» (Цит. по: Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. V. 1: The History of Creeds. URL: https://www.ccel.org/ccel/schaff/creeds1.v.vi.html) .

Так появился первый в истории общеправославный катехизис, утвержденный Ясским 1643 года, Константинопольским 1645 года (при участии четырех восточных патриархов), Иерусалимским собором 1672 года, а в XIX веке и Святейшим Синодом Русской Церкви (Дореволюционные издания данной символической книги сопровождались резолюцией: «Печатано по определению Святейшего Правительствующего Синода».) . Таким образом, было выполнено условие общецерковного одобрения, что позволяет считать данный документ ни в чем не уступающим определению Вселенского собора (См. Никодим, еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 451-452. Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. Минск, 2000. С. 465, 467.) . До революции его изучали в семинариях, им были обязаны поверять подробности учения веры и нравственности богословы и преподаватели, а в 1837 году Святейший Синод издал указ о напечатании этой книги в количестве около 30.000 экземпляров «для снабжения оным всех церквей империи» (Пономарев П. П. Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности // Православная Богословская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1911. С. 13.) .

Документ состоит из трех разделов, соответственно главным христианским добродетелям – вере, надежде и любви. Первый раздел, представленный в данном переводе, преимущественно содержит вероучительные положения, однако встречаются здесь и дисциплинарные каноны (См. определение о церковных заповедях (вопр. 87-95)) . В основу нового, первого с XIX века перевода на современный русский язык, положен оригинальный текст издания The Сreeds of Christendom: with a History and Critical notes. Vol. 2: The Greek and Latin Creeds with translations. New York, 1878.

Завершить вступление хотелось бы словами британского и немецкого православного богослова Дж. Овербека (1821-1905): «Среди многих православных катехизисов нет более авторитетного, нет более обстоятельного, чем «Православное исповедание» Петра Могилы.. Ясский Собор исследовал его, и в 1643 году четыре Патриарха утвердили и рекомендовали его как надежное и верное руководство для всех православных христиан. Как правило, англиканские и протестантские богословы, видя согласие нашего Катехизиса с выражениями и учениями Тридентского собора, осуждали его, как зараженного латинством. Но они все время забывали, что Латинская Церковь сохранила большую часть православного учения, и, что общее противостояние Греческой и Латинской Церквей против проникновения протестантизма на Восток и Запад могло бы только приветствовать точки соприкосновения этих двух Церквей. Впрочем, тщательное изучение и одобрение высших церковных властей является верной гарантией того, что наша вера здесь представлена чистой и незапятнанной» (The Orthodox Confession of the Catholic and Apostolic Eastern Church. London, 1898. P. 4.) .

чтец Сергий Федоров, магистр богословия.


Просмотров: 263


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Вступление

По описанию (Google) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление

По названию (Yandex) - Вступление

По описанию (Yandex) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление

Вопрос-ответ

последние вопросы

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    318
  • 23.04.2022

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, ...

    323
  • 22.03.2022

    Поучения огласительные и тайноводственные / Святитель Кирилл Иерусалимский (315—386) ...

  • 19.03.2022

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям...

    433
  • 06.01.2022

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипаст...

    431
  • 23.11.2021

    Чтобы такое помышление о смерти принесло весь свой плод, надлежит тебе при сем, поста...

    236
  • 22.10.2021

    О хранении чувств / преподобный Никодим Святогорец / Почему ум порабощён чувственным ...

    405
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / митрополит Макарий (Булгаков) / Предисловие Час...

    1216
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ПРЕДМЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИ...

    750
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛ...

    610
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ...

    493
  • 04.09.2021

    Топ-7 главных СОБОРОВ Православной Церкви второго тысячелетия | Сергей Фёдоров и Алек...

    238
  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    318
  • 06.07.2021

    Введение в деструктологию / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд ...

    268
  • 06.07.2021

    Деструктивные религиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Ф...

    202
  • 06.07.2021

    Психокульты и нерелигиозные секты / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии /...

    219
  • 06.07.2021

    Вербовка и удержание членов деструктивных организаций / Роман Cилантьев / Курс лекций...

    245
  • 06.07.2021

    Магические услуги / Роман Cилантьев / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейс...

    183
  • 06.07.2021

    Суицидальные образования и деструктивные субкультуры / Роман Cилантьев / Курс лекций ...

    229
  • 06.07.2021

    Медицинские аспекты деятельности деструктивных образований / Галина Хизриева / Курс л...

    191
  • 06.07.2021

    Экономические аспекты деятельности деструктивных религиозных организаций / Анна Корол...

    203
  • 06.07.2021

    Майдановедение / Ольга Стрекалова / Курс лекций по деструктологии / Фонд Взаимодейств...

    198
  • 06.07.2021

    Секты «живых людей» и «свидетелей СССР» (некрокоммунистов) / Ольга Стрекалова / Курс ...

    205
  • 06.07.2021

    Классификация экстремистских и террористических организаций / Ольга Стрекалова / Курс...

    219
  • 06.07.2021

    Методы противодействия терроризму в Сети Интернет Ч.1. / Галина Хизриева / Курс лекци...

    206
  • 06.07.2021

    Методы противодействия терроризму в Сети Интернет Ч.2. / Галина Хизриева / Курс лекци...

    206
  • 19.05.2021

    Три защитительных слова против порицающих святые иконы / преподобный Иоанн Дамаскин /...

    827
  • 17.05.2021

    Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митрополит Стефан (Яворский) ...

    400
  • 17.05.2021

    Догмат о святых иконах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митр...

    647
  • 17.05.2021

    Догмат о Знамении Честного Креста / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Це...

    399
  • 17.05.2021

    Догмат о Святых Мощах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митро...

    343
  • 17.05.2021

    Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых / Камень веры ...

    480
  • 17.05.2021

    Догмат о призывании святых, то есть Ангелов Божиих и других святых, ушедших из сего м...

    477
  • 17.05.2021

    Догмат о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной ...

    376
  • 17.05.2021

    Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особе...

    480
  • 17.05.2021

    Догмат о преданиях / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митропол...

    411

о Боге и Его Церкви...