Содержание



Введение в православное богословие / митрополит Макарий (Булгаков) / Предисловие Часть первая. О предмете православного богословия Отдел I. О вере и откровении вообще Глава I. О вере II. Существо веры III. вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о Церкви Глава II. Об откровении I. Возможность откровения II. Необходимость откровения А. Состояние веры в роде человеческом вне христианства, как истинного откровения Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле веры, без сверхъестественного содействия Божьего III. Признаки откровений А. Внутренние признаки откровения Б. Внешние признаки откровений Отдел II. О вере христианской, как едином истинном откровении Глава I. О христианстве как вере Глава II. О христианстве, как едином истинном откровении I. О Божественном происхождении ветхозаветного откровения А. Внутренние признаки Божественности веры патриархальной Б. Внешние признаки Божественности веры патриархиальной А. Внутренние признаки Божественности веры подзаконной Б. Внешние признаки Божественности веры подзаконной II. О Божественном происхождении откровения новозаветного А. Внутренние признаки Божественности новозаветного откровения Б. Внешние признаки Божественности новозаветного откровения Признаки из истории Христа Спасителя Признаки из истории Христовой Церкви. Часть вторая. Об источниках православного богословия Отдел I. О Священном Писании Глава I. Об исторической важности или достоверности книг св. Писания I. Об исторической достоверности книг ветхозаветных II. Об исторической достоверности книг новозаветных Глава II. О догматической важности книг Святого Писания I. О боговдохновенности книг священного Писания II. О книгах канонических Святого Писания III. О книгах неканонических священного Писания Отдел II. О Священном Предании Отдел III. О Православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице Священного Писания и Священного Предания I. Хранительницей и истолковательницей Божественного откровения поставлена быть Православная Церковь II. О непогрешимости Церкви III. О Церкви православной IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение православной Церкви Часть третья. О системе православного богословия Отдел I. О системе православного богословия вообще I. Характер системы православного богословия II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного богословия III. Состав системы православного богословия Отдел II. О составных частях системы православного богословия в особенности I. Науки православного богословия предварительные А. Имеющие предметом историю христианской веры и Церкви вообще 1. Собственно история веры и Церкви 2. Науки вспомогательные для церковной истории Б. Имеющие предметом источники христианской веры: I. Священное Писание II. Священное Предание III. Символическое учение Церкви II. Науки православного богословия составные: А. Имеющие предметом своим христианское учение Б. Имеющие предметом христианские священнодействия или Богослужение В. Имеющие предметом христианское управление III. Науки православного богословия прикладные: А. Имеющие целью наставить пастыря, как проходить своё служение Церкви и прилагать христианскую веру к жизни других Б. Имеющие целью наставить самих пасомых как усвоять себе христианскую веру и преуспевать в благочестии



 

«Назидание на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» (Еф. 2,20)

«Аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины.» (1Тим. 3,15)

«Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир.» (1Иоан. 4,1)

Содержание

Предисловие

§ 1. Предмет введения в науку.

§ 2. Понятие о православном богословии

§ 3. Предмет и части введения в православное богословие

§ 4. Источник, пособие и метод введения в православное богословие

§ 5. Историческое обозрение других понятий о введении в православное богословие

Часть первая. О предмете православного богословия

§ 6. Состав этой части

Отдел I. О вере и откровении вообще

Глава I. О вере

§ 7. С каких сторон можно рассматривать веру?

I. Основные истины, предполагаемые понятием о вере

§ 8. Указание их

§ 9. Истина бытия Божьего

§ 10. Истина бытия и бессмертия души человеческой

II. Существо веры

§ 11. Понятие о вере

§ 12. Основание и начало веры

§ 13. Содействие Божье в деле веры и обязанности человека

§ 14. Цель и следствия веры

§ 15. Разделение веры

III. вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о Церкви

§ 16. Связь веры и Церкви

§ 17. Происхождение и состав Церкви

§ 18. Цель Церкви и средства для цели

§ 19. Устройство Церкви

§ 20. Разделение Церкви земной

Глава II. Об откровении

§ 21. Ограничение предмета

I. Возможность откровения

§ 22. Понятие об откровении и стороны, с каких может быть рассматриваема его возможность

§ 23. Возможность откровения со стороны Бога

§ 24. Возможность откровения со стороны человека

§ 25. Возможность откровения со стороны самих истин откровения

II. Необходимость откровения

§ 26. В чём состоит и откуда открывается эта необходимость?

А. Состояние веры в роде человеческом вне христианства, как истинного откровения

§ 27. Взгляд на верy языческую

§ 28. Взгляд на веру ново-иудейскую

§ 29. Взгляд на в веру магометанскую

§ 30. Общие выводы и соображения

Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле веры, без сверхъестественного содействия Божьего

§ 31. Что для этого требуется?

§ 32. Не может мудрость человеческая просветить людей светом истинного учения веры

§ 33. Не может мудрость человеческая примирить людей с Богом

§ 34. Не может мудрость человеческая исправить человеческую нравственность

III. Признаки откровений

§ 35. Необходимость этих признаков, средства к определению их и разделение

А. Внутренние признаки откровения

§ 36. Подразделение их

§ 37. Признаки отрицательные

§ 38. Признаки положительные

§ 39. Достоинство и значение внутренних признаков

Б. Внешние признаки откровений

§ 40. Подразделение их

§ 41. Признаки естественные

§ 42. Признаки сверхъестественные

§ 43. А) Чудеса: их возможность, необходимость в откровении и достоверность

§ 44. Б) Пророчества: их возможность, важность в деле откровения и достоверность

Отдел II. О вере христианской, как едином истинном откровении

§ 45. Точки зрения на предметы этого отдела

Глава I. О христианстве как вере

§ 46. Понятие о христианской вере

§ 47. Основание и начало христианской веры.

§ 48. Что совершил Бог в деле веры христианской, и что требуется от человека?

§ 49. Цель христианской веры.

§ 50. Разделение христианской веры

Глава II. О христианстве, как едином истинном откровении

§ 51. Важность предмета и разделение главы

I. О Божественном происхождении ветхозаветного откровения

§ 52. Источники Сведений об этой вере

А. Внутренние признаки Божественности веры патриархальной

§ 53. Части исследования

§ 54. Взгляд на вероучение

§ 55. Взгляд на Учение нравственности

§ 56. Взгляд на внешнее Богослужение

§ 57. Суждение о высоком достоинстве веры патриархальной

Б. Внешние признаки Божественности веры патриархиальной

§ 58. Богоявления и явления ангелов

§ 59. Чудеса

§ 60. Пророчества: а) изречённые Богом патриархам

§ 61. Пророчества изречённые самими патриархами, и именно пророчество Иакова о времени пришествия мессии

§ 62. Историческая достоверность Богоявлений, чудес и пророчеств, бывших в период патриархальный

§ 63. Общий Вывод из предыдущего И Перехода К последующему

§ 64. Источник сведений об этой вере в части исследования

А. Внутренние признаки Божественности веры подзаконной

§ 65. Ограничение предмета

§ 66. Взгляд на закон веры и нравственности

§ 67. Взгляд на закон обрядовый

§ 68. Взгляд на закон гражданский

§ 69. Суждение о высоком достоинстве подзаконной веры

Б. Внешние признаки Божественности веры подзаконной

§ 70. Исчисление их

§ 71. Характер Моисея

§ 72. Чудеса Моисея

§ 73. Пророчества Моисея

§ 74. Характер пророков

§ 75. Чудеса пророков

§ 76. Их пророчества

§ 77. Пророчества, определяющие время пришествия мессии

§ 78. А) пророчество Даниилово о семидесяти седминах

§ 79. Б) пророчества Аггея и Малахии о славе второго храма Иерусалимского, в который имел прийти мессия

§ 80. Пророчества, касающиеся происхождения мессии

§ 81. А) колено, из которого имел произойти мессия

§ 82. Б) место, где мессия имел родиться

§ 83. В) образ рождения мессии

§ 84. Пророчества касательно лица и служения мессии

§ 85. А) мессия – человек и Бог вместе

§ 86. Б) мессия – пророк

§ 87. В) мессия – первосвященник

§ 89. Пророчества касательно разных обстоятельств жизни мессии.

§ 90. Общий вывод из предыдущего и переход к последующему

II. О Божественном происхождении откровения новозаветного

А. Внутренние признаки Божественности новозаветного откровения

§ 91. Взгляд на учение веры

§ 92. Взгляд на учение нравственности

§ 93. Взгляд на внешнее Богослужение

§ 94. Взгляд на отношение новозаветного откровения к временной судьбе человека

Б. Внешние признаки Божественности новозаветного откровения

§ 95. Части исследования и ограничение предмета

Признаки из истории Христа Спасителя

§ 96. Исчисление их

§ 97. Время и обстоятельства пришествия на землю Иисуса Христа.

§ 98. Характер Иисуса Христа

§ 99. Чудеса Иисуса Христа

§ 100. Пророчества Христовы

§ 101. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых

Признаки из истории Христовой Церкви.

§ 102. Исчисление их

§ 103. Сошествие св. Духа на апостолов

§ 104. Характер и чудеса св. Апостолов

§ 105. Обращение и чудеса св. Апостола Павла

§ 106. Чудесное распространение христианства

§ 107. Чудесные действия христианства в людях

Часть вторая. Об источниках православного богословия

§ 108. Понятие об источниках православного богословия и разделение их

Отдел I. О Священном Писании

§ 109. Понятие о св. Писании и состав этого отдела

Глава I. Об исторической важности или достоверности книг св. Писания

§ 110. Точка зрения на предмет исследования и разделение главы

I. Об исторической достоверности книг ветхозаветных

§ 111. Подлинность пятикнижия Моисеева: А) доказательства внешние

§ 112. Б) внутренние доказательства

§ 113. В) доказательство косвенное

§ 114. Неповреждённость пятикнижия Моисеева

§ 115. Подлинность прочих книг Ветхого Завета

§ 116. Их неповреждённость

II. Об исторической достоверности книг новозаветных

§ 117. Подлинность четвероевангелия А) доказательства внешние

§ 118. Б) внутренние доказательства

§ 119. В) косвенные доказательства

§ 120. Подлинность прочих книг новозаветных

§ 121. Неповреждённость четвероевангелия и прочих книг новозаветных

Глава II. О догматической важности книг Святого Писания

§ 122. Понятие об этой важности и разделение главы

I. О боговдохновенности книг священного Писания

§ 123. боговдохновенность книг Ветхого Завета

§ 124. боговдохновенность книг Нового Завета

II. О книгах канонических Святого Писания

§ 125. Канонические книги Ветхого Завета

§ 126. Канонические книги Нового Завета

III. О книгах неканонических священного Писания

§ 127. Исчисление этих книг и их важность

Отдел II. О Священном Предании

§ 128. Необходимость другого Божественного источника христианской веры при Священном Писании, и понятие о Священном Предании

§ 129. Священное Предание должно быть признаваемо за источник христианской веры

§ 130. Священное Предание могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в своей целости: А) могло сохраниться

§ 131. Б) священное Предание, действительно, сохранилось до нас в целости

§ 132. Признаки священного или апостольского Предания

§ 133. Важность и употребление священного Предания

Отдел III. О Православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице Священного Писания и Священного Предания

§ 134. Связь с предыдущим и части настоящего отдела

I. Хранительницей и истолковательницей Божественного откровения поставлена быть Православная Церковь

§ 135. Раскрытие этой истины и, предварительно, понятие о Церкви

II. О непогрешимости Церкви

§ 136. Доказательства непогрешимости Церкви

§ 137. Объяснение понятия о непогрешимости Церкви

§ 138. Способы выражения церковью своей непогрешимости

§ 139. Непогрешимость вселенских соборов

§ 140. Непогрешимость Церкви в её обыкновенном положении (In statu, quo...)

§ 141. Важность учения св. Отцов и учителей Церкви

III. О Церкви православной

§ 142. Связь с предыдущим и части исследования

§ 143. Начало для суждения о Православной Церкви.

§ 144. Приложение избранных начал к Церкви восточной православной

§ 145. Приложение тех же начал к другим церквам

§ 146. Следствия из предложенного учения о Церкви православной: А) касательно самой Церкви православной

§ 147. Б) – касательно отношения к ней верующих

§ 148. В) – касательно употребления верующими св. Писания и св. Предания

IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение православной Церкви

§ 149. Разделение их

§ 150. Изложения первого рода

§ 151. Изложения второго рода

Часть третья. О системе православного богословия

§ 152. Понятое о разных способах изучения христианской веры и разделение этой части

Отдел I. О системе православного богословия вообще

I. Характер системы православного богословия

§ 153. Понятие о ней

§ 154. Отличие этого способа изучения христианской веры от прочих способов и его относительное достоинство

§ 155. Отличие системы православного богословия от прочих систем

§ 156. Изменяемость и усовершимость системы православного богословия и постоянный закон

II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного богословия

§ 157. Разделение

§ 158. Качества воспитанников

§ 159. Круг приготовительных наук

§ 160. Занятия богословием

III. Состав системы православного богословия

§ 161. Общее разделение богословских наук

§ 162. Существенные науки православного богословия

§ 163. Вспомогательные науки православного богословия

§ 164. Расположение существенных и вспомогательных наук в одной системе

Отдел II. О составных частях системы православного богословия в особенности

§ 165. Части и характер этого отдела

I. Науки православного богословия предварительные

А. Имеющие предметом историю христианской веры и Церкви вообще

1. Собственно история веры и Церкви

§ 166. Разделение этой науки

§ 167. История ветхозаветная

§ 168. История новозаветная

§ 169. История в особенности Церкви русской

2. Науки вспомогательные для церковной истории

§ 170. Понятие о них

§ 171. Церковная география

§ 172. Церковная хронология

Б. Имеющие предметом источники христианской веры:

I. Священное Писание

§ 173. Понятие о науках, сюда относящихся

§ 174. Священная герменевтика

§ 175. Библейская археология

§ 176. Библиология

II. Священное Предание

§ 177. Патрология или патристика

III. Символическое учение Церкви

§ 178. Историческое обозрение символов православной Церкви

II. Науки православного богословия составные:

А. Имеющие предметом своим христианское учение

§ 179. Разделение их

§ 180. богословие догматическое

§ 181. богословие сравнительное или обличительное

§ 182. богословие нравственное

Б. Имеющие предметом христианские священнодействия или Богослужение

§ 183. Литургика

В. Имеющие предметом христианское управление

§ 184. Каноническое право или церковное законоведение

III. Науки православного богословия прикладные:

А. Имеющие целью наставить пастыря, как проходить своё служение Церкви и прилагать христианскую веру к жизни других

§ 185. Понятие об этих науках

§ 186. Пастырское богословие

§ 187. Гомилетика

Б. Имеющие целью наставить самих пасомых как усвоять себе христианскую веру и преуспевать в благочестии

§ 188. Аскетика или руководство к благочестивой жизни

 

 
Предисловие
§ 1. Предмет введения в науку.

Предметом для введения в науку обыкновенно назначают предварительные о ней понятия, т. е. такие понятия, которые не могут войти в состав самой науки, однако существенно к ней относятся и необходимо ею предполагаются. Поэтому следует только определить, с возможной точностью, существо известной науки, и всё само собой определится, что может войти в состав её, и что должно быть рассмотрено предварительно во введении.

§ 2. Понятие о православном Богословии

Под именем православного1 Богословия2 разумеется систематическое изложение Христианской веры или религии, на основании Слова Божьего: св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви. Говорим – систематическое изложение: это черта православного Богословия общая, по которой оно относится к классу наук, и без которой не могло бы называться наукой. Изложение Христианской веры: это черта православного Богословия частная, которой отличается оно от всех наук и в особенности от всех богословий не христианских. Изложение Христианской веры на основании Слова Божьегосв. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви: это черта православного Богословия ещё частнейшая, отличающая его не только от всех богословий не Христианских, но и Христианских неправославных. Ибо есть Христианские общества, которые источником исповедуемой ими веры и богословия признают, хотя также Слово Божье или Божественное откровение, но только откровение внутреннее, озарённое от Духа Святого, крайне унижая св. Писание и вовсе не принимая св. Предания (Квакеры, Иллюминаты и пр.); есть другие, которые признают за такой источник одно св. Писание, не принимая св. Предания (Лютеране, Реформаты), и есть третьи, которые хотя принимают и св. Писание и св. Предание, но только по разумению своей местной церкви (Римские католики), а не Церкви истинно кафолической, православной, которая одна только поставлена самим Господом, одна потому и может быть непогрешимой хранительницей и истолковательницей Его откровения.

§ 3. Предмет и части введения в православное Богословие

Разложивши таким образом представленное понятие о православном Богословии, получаем три частных понятия:

а) понятие о предмете православного Богословия Христианской Вере;

б) понятие об источниках православного Богословия св. Писании и св. Предании, по разумению православной Церкви; и

в) понятие о Форме православного Богословия, как системе. Вот в этих-то трёх понятиях и определяется предмет и части введения в православное Богословие: ибо определяется собственно то, что не может войти в состав этой науки, однако существенно к ней относится и необходимо ею предполагается.

Всякая наука должна быть только оправданием, осуществлением понятия, о ней установленного. Следовательно, и в объём православного Богословия может войти ни больше, ни меньше предметов, как сколько требует их точное его определение. Мы сказали, во-первых, что православное Богословие есть изложение Христианской веры: и в самой науке увидим оправдание этих слов, увидим истины Христианской веры одну за другой, их подробное раскрытие, подтверждение, защиту... Но что же разуметь под именем Христианской веры; в чём существо её; какое происхождение её и достоинство? Вопросы, весьма важные и неизбежные при изучении этой веры; но такие, которые само православное Богословие уже не может рассматривать, оставаясь вполне верным своему определению, а, очевидно, предполагает решёнными предварительно. Сказали, во-вторых, что православное Богословие должно быть изложением Христианской веры, на основании Слова Божьего – св. Писания и св. Предания, под руководством православной Церкви: так на самом деле и будет. Догматы веры, законы нравственности и вообще всё Христианское учение будет изложено не иначе, как на основании Божественных источников, и в том виде, как содержит и преподаёт это учение православная Церковь. Но что же такое Божественное откровение или Слово Божье; что, в частности, св. Писание и св. Предание; в чём состоит и на чём утверждается их важность, как источников, и точно ли церковь православная должна быть нашей учительницей в деле веры? Ещё вопросы, естественные и неизбежные при изучении Христианской веры; но опять такие, которые православное Богословие предполагает уже решёнными предварительно, а не может решать само, вследствие данного ему определения. Сказали, в-третьих, что православное Богословие должно быть изложением Христианской веры систематическим: и это последнее требование будет исполнено. Увидим общее и частное разделение Богословских наук, их расположение в определённом порядке, их рассмотрение определённым методом. Но что же такое система Богословия; почему оно разделяется на такие, а не другие части; почему каждой из этих частей назначается такой, а не другой предмет, такое, а не другое расположение, такой, а не другой метод?.. Несправедливо мы стали бы ожидать ответа и на эти вопросы от самой науки православного Богословия, зная её определение: она, очевидно, предполагает их уже решёнными предварительно.

Следовательно, полный состав введения в православное Богословие должен слагаться из трёх частей:

1) из учения о предмете православного Богословия;

2) из учения об источниках православного Богословия; и

3) из учения о системе православного Богословия.

§ 4. Источник, пособие и метод введения в православное Богословие

1) Источником для всех частей введения в православное Богословие должно служить само Слово Божие, т. е. св. Писание и св. Предание, сохраняемые и преподаваемые православной Церковью. Ибо откуда же первой части заимствовать учение о Христианской Вере, её существе, свойствах и Божественном происхождении; откуда второй заимствовать учение об источниках Христианской веры и Богословия; откуда третьей заимствовать полное и раздельное понятие о предмете православного Богословия, т. е. Христианской Вере, понятие, на котором должно быть основано всё систематическое построение Богословских наук,– если не из Христианского Откровения, сохраняемого и преподаваемого Церковью? Но –

2) Необходимым пособием при этом должны быть соображения здравого ума и исторические исследования.

Необходимо это в первых двух частях: потому что – Христианская вера, как Божественное откровение, и православная Церковь Христова, как Божественное учреждение на земле, суть исторические события, и задача первых двух частей введения в православное Богословие – не только определить и объяснить понятия о Христианской Вере и её источниках (здесь лишь предварительная часть дела); но преимущественно – утвердить и защитить от возражений вольнодумцев все эти понятия, доказать, что Христианская вера неоспоримо произошла от Бога, и что источниками православного Богословия непременно должно признавать как св. Писание, так и св. Предание, и притом не иначе, как по разумению православной Церкви. При таком исследовании, конечно, уже недостаточно было бы ограничиться одними свидетельствами Христианства о самом себе, когда о нём-то ещё и спрашивается, точно ли оно Божественно, и, следовательно, точно ли его учение и свидетельство о себе заслуживают всей нашей веры. Тем более недостаточно было бы это для наших противников, которые открыто вооружаются против божественности Христианской веры и достоинства её источников. Здесь, по примеру древних защитников Христианства, должно призвать на помощь здравый ум и беспристрастную историю: их только голос может иметь силу убедительности для людей, не покоряющихся вере.

Необходимо участие разума и в третьей части введения в православное Богословие: потому что построить вообще системы наук, следовательно, и систему наук Богословских, разделять и подразделять их на части – есть дело нашего разума с его логическими Формами и законами.

3) Метод первых двух частей введения в православное Богословие должен быть положительный вместе и отрицательный. Задача их, при раскрытии каждой истины, с одной стороны – представить истину положительно и показать те основания, на которых она утверждается, а с другой – критически разобрать сами возражения, какие делаются против неё и против её оснований, и тогда-то уже переходить к рассмотрению другой истины, третьей и т. д. Впрочем, надобно заметить:

а) что довольно при этом обращать внимание только на возражения современные, а не на такие, которые давно уже вышли из употребления, будучи опровергнуты стократно;

б) что и из современных довольно обозревать лишь главнейшие и мнимо-сильнейшие, с падением которых, естественно, должны пасть и все прочие;

в) вообще же, сколько возможно, избегать словопрений и схоластических тонкостей, которые делают науку сухой, скучной и безжизненной; а всего лучше сами положительные доказательства той или другой истины излагать так, чтобы потом легко уже было опровергнуть все делаемые против неё возражения3.

А метод для изложения третьей части введения может быть троякий. Можно представлять в ней, после некоторых предварительных понятий о Богословии, как системе, только систематический план Богословских наук и краткое обозрение их в общей связи между собой; можно, кроме того, при разграничении Богословских наук, излагать историю каждой науки; можно, наконец, присовокуплять ещё очерк литературы каждой науки, вслед за её историей. Мы последуем преимущественно первому методу: потому что он определяется самым предметом этой части введения в православное Богословие; а остальными методами воспользуемся только отчасти, указывая, во время разграничения Богословских наук, главнейшие источники и пособия для каждой, при свете её истории и литературы. Полную же историю и литературу наук Богословских приличнее и полезнее обозревать в частном введении в каждую науку, перед обстоятельным её изложением, как большей частью и поступают преподаватели Богословия.

§ 5. Историческое обозрение других понятий о введении в православное Богословие

Должно признаться, что, в своём взгляде на введение в православное Богословие, мы несколько уклонились от тех, хотя также различных между собою, понятий, какие имели отечественные богословы об этом предмете.

Одни из них представляли во введении в Богословие только самую краткую энциклопедию, где раскрывались понятия о сущности Богословия, его предмете, цели, составе и разделении, иногда с указанием и способов к изучению этой науки. Подобные введения обыкновенно встречаются при Богословских учебниках, например: в учебнике Киевской Академии 1696 года4, в опытах Богословия – архимандрита Иакинфа Карпинского5, преосвященного Сильвестра Лебединского6 и других.

Другие кроме краткой энциклопедии пытались помещать во введении в Богословие исследование о началах Богословия, как то: о важности св. Писания, св. Предания, вселенских соборов, св. отцов и т.п. Такие трактаты прежде всех поместил у нас в своём введении в Богословие преосвящ. Феофан Прокопович7, а по следам его – преосвященные Сильвестр Кулябка, Георгий Конисский8 и Ириней Фальковский9.

Третьи, наконец, немногие, присоединяют ещё ко всему этому, в начале или конце введения в Богословие, исследования о вере вообще, об откровении и, в особенности, о божественности веры Христианской. Таковы, например, преосвящ. Феофилакт10 и протоиерей Терновский11. С этими-то последними почти во всём согласны и мы: только учение об источниках православного Богословия мы предположили дополнить особым трактатом о том, что их должно употреблять в православном Богословии не иначе, как по разумению православной Церкви, и что, следовательно, она должна быть нашей учительницей в деле веры.

Почему мы избрали именно такой взгляд на введение в православное Богословие: это уже показано выше. А почему не избрали какого-либо другого из числа означенных,– касательно этого заметим:

а) что одна энциклопедия не может быть введением в Богословие православное, а есть только введение в Богословие, как науку;

б) что присоединяемые к энциклопедии исследования об основаниях и началах Богословия, т. е. св. Писании, св. Предании, важности вселенских соборов и св. отцов, без предварительных исследований о вере и откровении, и частное – о Божественном происхождении Христианской веры и непогрешимом учительстве Церкви, не могут быть удовлетворительны: потому что сами не имеют надлежащих оснований и начал;

в) что, наконец, введение в Богословие, где при краткой энциклопедии бывают исследования о вере вообще и в особенности Христианской, равно как и о началах Богословия, но не бывает исследования о Церкви православной, как учительнице веры, суть введения не в православное Богословие, а только лишь вообще в Богословие Христианское или откровенное: такие введения для нас неполны. Считаем нужными присовокупить, что предметы, принятые нами во введение в православное Богословие, ко введению же отнесены и в «Пространном Христианском Катехизисе православной Кафолической восточной Церкви», который есть краткое православное Богословие, и должен служить для нас образцом.

 

* * *

1

 Православный – ὀρθόδοξος, по словопроизводству (от ὀρθῶς θοχέω, правильно думаю) и в словоупотребление в Христианском мире, значит то же, что правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правоверный, в противоположность слову (ἑτερόδοξος; (от ἑτέρως θοχέω, иначе думаю) неправильно мыслящей о вере, неправоверный, неправославный или инославный, как выражались иногда предки наши (см. Описание старопечатных книг гр. Телешова, стр. 88, Москва 1829).

2

Богословие – θεολογία у древних учителей Церкви имело несколько различных смыслов. В этимологическом отношении оно означало у них: а) слово Бог – λόγον περὶ τοῦ θεοῦ; б) слово от Бога – λόγον ὰπὸ τοῦ θεοῦ или Божье слово: посему-то Богословием называли всё св. Писание, и Ветхий Завет – Богословием ветхим (δεολογίαν πολαιὰν), а новый – новым Богословием (θεολογίαν νέαν); богословами же называли всех писателей того и другого завета, Пророков и Апостолов; в) слово к Богу или для Бога – λόγον πρὸς τὸν Θεόν: в таком смысле Θεολογία выражало приписывание и воздаяние кому-либо Божеской чести, в особенности признание и исповедание Божества Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Значит, по всем этим, в совокупности, этимологическим знаменованием своим, «Богословие есть слово Божье о Боге во славу Божью». В предметном же смысле, на языке древних учителей Церкви, Θεολογία означало: а) учение не только о Боге и Его свойствах, но и о вещах Божественных и обо всём, относящемся к Богопочитанию; б) учение собственно о Боге, Его существе и свойствах; в) в частности, учение о св. Троице; г) ещё подробнее – о Божестве Иисуса Христа. В последнем-то смысле именем Богослова названы по преимуществу: из всех св. Апостолов – Иоанн, который, по выражению блаженного Феофилакта, и начал Богословием (άπὸ τς Θεολογίας ρξατο...), и написал своё Евангелие с целью, да веруем, яко Иисус есть Христос Сын Божий или Бог-Слово (Иоан. 20, 31); а из всех церковных учителей – Григорий Назианзин, как защищавший с особенной силой Божество Слова (δεότητα τοῦ Λόγου) против Ариан. Явно, что все предметные значения слова – Θεολογία можно подвести под два: «Богословием называлось, во-первых, учение собственно о Боге, а во-вторых, учение о Боге и обо всём, относящемся к Богу». (Сами изречения св. Отцов, многочисленные и разнообразные, в доказательство здесь сказанного, см. у Свицера – в Thesavr. Ecclesiastic, под словами: θεολογἐωθεολογίαθεολόγος). В первом смысле имя Богословия приличествует только первой части нынешней Христианской Догматики; в последнем – всей науке о Христианской Вере, как, действительно, и начали употреблять его в школах с XII века. Ныне Богословием называют весь состав наук, имеющих предметом своим Христианскую Веру.

3

Этого последнего замечания мы сочли нужным держаться особенно при составлении издаваемых теперь записок, в которых возражения против истин и опровержения на возражения большей частью опущены, или, справедливее, изложены, по возможности, в положительной форме. Записки, как всяк согласится, должны быть только программой и сокращением того, что в надлежащей обширности имеют услышать или слышали уже воспитанники от своего наставника, во время его устных чтений,– и, следовательно, должны содержать в себе только начала и достаточные намёки, по которым с лёгкостью могли бы воспитанники припоминать слышанное в аудитории.

4

См. в Истории Киевской Академии стр. 69. СПб. 1843.

5

Compendium Orthodoxae Theologicae doctrinae... Lips. 1786.

6

Compendium Theologiae classicum didactico-polemicum... Mosquae, 1806.

7

У него – Prolegomenä de definitione, objecto, causa, partitione, metliodo le principiis Theologiae. Cm. Christ. Orfchod. Theolog. in Acad. Kioviensi a Thеоph. Procopovicz, vol. I. Libs. 1782.

8

См. их конспекты в Истории Киевской Академии стр. 139–142.

9

Christ. Orthod. Dogmatico-Polem. Theolog. compendium... ab Irineo Fakovski. tom. I, cap. I-XIII. Mosquse, 1802.

10

Orthod. Orient. Ecclesiae dogmata, sev doctr. Christ, de credendis, Petropoli, 1818, §§ 1–23: Articulus praeliminaris-de principiis ac fundamentis Christ, religionis.

11

Такое общее введение в Богословие он поместил в начале своей догматики, изд. 1838 и 1843 г.

 

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/

Макарий, митрополит Московский и Коломенский ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Репринтное издание ЛР№ 030847 от 21.08.98. Подписано в печать 23.09.99. формат 70x100 116. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1079. Православное Братство святых князей Бориса и Глеба. Ярославская обл., Тутаев, ул. Луначарского, 62. Отпечатано с оригинал-макета в ГПП "Печатный Двор" Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15 Издательство православной богословской литературы “АКСИОН ЭСТИН” (Санкт-Петербург)


Просмотров: 110


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Содержание

По описанию (Google) - Введение в православное богословие / митрополит Макарий (Булгаков) / Предисловие Часть первая. О предмете православного богословия Отдел I. О вере и откровении вообще Глава I. О вере II. Существо веры III. вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о Церкви Глава II. Об откровении I. Возможность откровения II. Необходимость откровения А. Состояние веры в роде человеческом вне христианства, как истинного откровения Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле веры, без сверхъестественного содействия Божьего III. Признаки откровений А. Внутренние признаки откровения Б. Внешние признаки откровений Отдел II. О вере христианской, как едином истинном откровении Глава I. О христианстве как вере Глава II. О христианстве, как едином истинном откровении I. О Божественном происхождении ветхозаветного откровения А. Внутренние признаки Божественности веры патриархальной Б. Внешние признаки Божественности веры патриархиальной А. Внутренние признаки Божественности веры подзаконной Б. Внешние признаки Божественности веры подзаконной II. О Божественном происхождении откровения новозаветного А. Внутренние признаки Божественности новозаветного откровения Б. Внешние признаки Божественности новозаветного откровения Признаки из истории Христа Спасителя Признаки из истории Христовой Церкви. Часть вторая. Об источниках православного богословия Отдел I. О Священном Писании Глава I. Об исторической важности или достоверности книг св. Писания I. Об исторической достоверности книг ветхозаветных II. Об исторической достоверности книг новозаветных Глава II. О догматической важности книг Святого Писания I. О боговдохновенности книг священного Писания II. О книгах канонических Святого Писания III. О книгах неканонических священного Писания Отдел II. О Священном Предании Отдел III. О Православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице Священного Писания и Священного Предания I. Хранительницей и истолковательницей Божественного откровения поставлена быть Православная Церковь II. О непогрешимости Церкви III. О Церкви православной IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение православной Церкви Часть третья. О системе православного богословия Отдел I. О системе православного богословия вообще I. Характер системы православного богословия II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного богословия III. Состав системы православного богословия Отдел II. О составных частях системы православного богословия в особенности I. Науки православного богословия предварительные А. Имеющие предметом историю христианской веры и Церкви вообще 1. Собственно история веры и Церкви 2. Науки вспомогательные для церковной истории Б. Имеющие предметом источники христианской веры: I. Священное Писание II. Священное Предание III. Символическое учение Церкви II. Науки православного богословия составные: А. Имеющие предметом своим христианское учение Б. Имеющие предметом христианские священнодействия или Богослужение В. Имеющие предметом христианское управление III. Науки православного богословия прикладные: А. Имеющие целью наставить пастыря, как проходить своё служение Церкви и прилагать христианскую веру к жизни других Б. Имеющие целью наставить самих пасомых как усвоять себе христианскую веру и преуспевать в благочестии

По названию (Yandex) - Содержание

По описанию (Yandex) - Введение в православное богословие / митрополит Макарий (Булгаков) / Предисловие Часть первая. О предмете православного богословия Отдел I. О вере и откровении вообще Глава I. О вере II. Существо веры III. вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о Церкви Глава II. Об откровении I. Возможность откровения II. Необходимость откровения А. Состояние веры в роде человеческом вне христианства, как истинного откровения Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле веры, без сверхъестественного содействия Божьего III. Признаки откровений А. Внутренние признаки откровения Б. Внешние признаки откровений Отдел II. О вере христианской, как едином истинном откровении Глава I. О христианстве как вере Глава II. О христианстве, как едином истинном откровении I. О Божественном происхождении ветхозаветного откровения А. Внутренние признаки Божественности веры патриархальной Б. Внешние признаки Божественности веры патриархиальной А. Внутренние признаки Божественности веры подзаконной Б. Внешние признаки Божественности веры подзаконной II. О Божественном происхождении откровения новозаветного А. Внутренние признаки Божественности новозаветного откровения Б. Внешние признаки Божественности новозаветного откровения Признаки из истории Христа Спасителя Признаки из истории Христовой Церкви. Часть вторая. Об источниках православного богословия Отдел I. О Священном Писании Глава I. Об исторической важности или достоверности книг св. Писания I. Об исторической достоверности книг ветхозаветных II. Об исторической достоверности книг новозаветных Глава II. О догматической важности книг Святого Писания I. О боговдохновенности книг священного Писания II. О книгах канонических Святого Писания III. О книгах неканонических священного Писания Отдел II. О Священном Предании Отдел III. О Православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице Священного Писания и Священного Предания I. Хранительницей и истолковательницей Божественного откровения поставлена быть Православная Церковь II. О непогрешимости Церкви III. О Церкви православной IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение православной Церкви Часть третья. О системе православного богословия Отдел I. О системе православного богословия вообще I. Характер системы православного богословия II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного богословия III. Состав системы православного богословия Отдел II. О составных частях системы православного богословия в особенности I. Науки православного богословия предварительные А. Имеющие предметом историю христианской веры и Церкви вообще 1. Собственно история веры и Церкви 2. Науки вспомогательные для церковной истории Б. Имеющие предметом источники христианской веры: I. Священное Писание II. Священное Предание III. Символическое учение Церкви II. Науки православного богословия составные: А. Имеющие предметом своим христианское учение Б. Имеющие предметом христианские священнодействия или Богослужение В. Имеющие предметом христианское управление III. Науки православного богословия прикладные: А. Имеющие целью наставить пастыря, как проходить своё служение Церкви и прилагать христианскую веру к жизни других Б. Имеющие целью наставить самих пасомых как усвоять себе христианскую веру и преуспевать в благочестии

Вопрос-ответ

последние вопросы

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, прис...

    61
  • 03.06.2020

    Святые Вселенские Соборы / Пидалион / Каждый Вселенский собор есть сама Святая и Соб...

    157
  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов /...

    599
  • 25.10.2021

    Интервью с Митрополитом Тихоном (Шевкуновым) / Его называют духовником Владимира Пути...

    4
  • 22.10.2021

    Роман Силантьев - С толком TALK | 7 мая 2021 г. | Секты, деструктивные сообщества | М...

    7
  • 22.10.2021

    Плод веры. 15 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструктивн...

    11
  • 22.10.2021

    Плод веры. 8 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструктивны...

    8
  • 22.10.2021

    О хранении чувств / преподобный Никодим Святогорец / Почему ум порабощён чувственным ...

    13
  • 14.10.2021

    Когда Бог не принимает жертвы и молитвы / о. Георгий Максимов

    21
  • 14.10.2021

    ПОПЫ НА МЕРСЕДЕСАХ. О.Георгий Максимов о Церкви и власти, Михалкове и богатстве / В н...

    17
  • 13.10.2021

    Ошибки при исповеди: как их избежать? / Иерей Георгий Максимов

    25
  • 11.10.2021

    Учение о мытарствах и его противники | Иерей Георгий Максимов | Записал подробное вид...

    13
  • 09.10.2021

    Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 2)

    19
  • 09.10.2021

    Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 1)

    19
  • 09.10.2021

    «На их руках кровь». Сектовед Силантьев о лжестарцах и псевдоправославных сектах

    15
  • 07.10.2021

    Святейший Патриарх Алексий II о Кочеткове: «Какая дьявольская гордыня». Именно горд...

    15
  • 07.10.2021

    «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете...

    16
  • 07.10.2021

    ПСЕВДОПРАВОСЛАВИЕ "ПРЕОБРАЖЕНСКОГО БРАТСТВА" священника Георгия Кочеткова | 2021 | По...

    21
  • 04.10.2021

    Разговор со священником, желавшим получить совет, как вести ему беседы с именуемыми с...

    26
  • 04.10.2021

    Полагая, что «не подобает пастырю сном одержиму быти, когда волки расхищают стадо», о...

    17
  • 21.09.2021

    Интервью с Александром Дворкиным, президентом РАЦИРС | 2021

    27
  • 20.09.2021

    Ересь и суеверия об Архангеле Михаиле | Иерей Георгий Максимов | Разбираю здесь два с...

    25
  • 20.09.2021

    Выступление в Кургане. Секты и культы. А. Л. Дворкин | 2021

    29
  • 19.09.2021

    Александр Дворкин | Судебные процессы над тоталитарными сектами | 2021 | Молодежный к...

    29
  • 15.09.2021

    Введение в православное богословие / митрополит Макарий (Булгаков) / Предисловие Час...

    110

о Боге и Его Церкви...